Две люстры в одной комнате принцип подбора
Установка и подключение двух люстр на потолке — блог СамЭлектрик.ру
Два светильника на потолке, монтаж и схема подключения
Сегодня будет простая статья про то, как подключить два светильника от одного двухклавишного выключателя. Для электриков это очень простая вещь, но знаю точно, что более половины мужского населения России при подключении люстры легко запутается в трёх проводах. Не в обиду сказано. Для них как раз эта статья.
Подробно, пошагово, со схемами рассмотрю все аспекты монтажа и подключения двух потолочных светильников с 2 лампами.
Для чего понадобилась переделка освещения в данном случае. В квартире был небольшой ремонт с перепланировкой, и конфигурация зала изменилась – он стал более квадратным, и люстра, ранее висевшая посередине комнаты, теперь стала с краю.
Поэтому было решено установить ещё одну люстру (светильник). Это решение имеет следующие плюсы:
- можно раздельно включать освещение комнаты по зонам,
- можно экономить электроэнергию,
- при одновременном включении светильников освещение более равномерное, нет резких теней,
- в случае перегорания одной из лампочек в люстрах остальные её резервируют.
Из минусов можно выделить только затраты на строительные работы и покупку светильника.
Предвосхищая комментарии про алюминиевую проводку, скажу, что менять всю проводку в квартире нет смысла. В коробках алюминий качественно сварен, розетки и выключатели подключены лично мною, а вся квартира разбита на две линии, которые защищены автоматами по 16А. И да, минус в том, что розетки и освещение висят параллельно, сейчас так никто не делает.
Чем отличается люстра от светильника?
Для начала разберемся с терминологией. Что такое люстра, и что такое светильник?
Светильник – наиболее широкое понятие, он может быть любым по конструкции, креплению и по источнику света. Может быть потолочным, точечным, настенным (по месту установки), светодиодным, галогеновым (по типу ламп), комнатным, уличным (по виду исполнения).
Люстра – это светильник, который имеет две особенности, которые его выделяют в ряду светильников:
- Люстра обязательно крепится к потолку и имеет висячую конструкцию,
- Люстра является предметом роскоши, декоративно оформленным и, как правило, имеющих более 1 лампы.
Я веду это к тому, что между люстрой и светильником с электрической точки зрения разницы очень не много. Просто понятие “люстра” входит в понятие “светильник”.
Старая люстра и немного теории
Итак, имеем на начало установки двух люстр следующую картину:
Этот светильник был установлен примерно 10 лет назад, и на момент ремонта он морально и материально устарел.
Вот как он был подключен:
Сразу скажу, чтобы не было путаницы – надписи “Фаза 1” и “Фаза 2” не относятся к двухфазному или трехфазному напряжениям, и между этими фазами совсем не 380 В)). И по отношению к нулю на этих проводах одинаковое напряжение. Подробнее, чем отличается однофазное напряжение от трехфазного, 220В от 380В, линейное напряжение от фазного, рассказано здесь.
Что за черные штучки прикручены к клеммнику параллельно лампочкам, подробно рассказано в статье “Почему выключенная энергосберегающая лампочка мигает” . Кстати, выключатели – с подсветкой 😉
Для полноты картины (если кто подзабыл школьный курс физики) приведу классическую схему, на которой изображен светильник с двумя лампами (две лампочки в параллели), который включается через одноклавишный выключатель:
Схема 1. Как подключить люстру с двумя лампами, схема подключения через одноклавишный выключатель
Светильник условно показан пунктиром, ноль на лампы подан постоянно, а фаза коммутируется выключателем.
Идём дальше.
Вот схема подключения люстры с двумя лампами, которая была на момент начала ремонта:
А что там свежего в группе вк самэлектрик.ру?
Схема подключения люстры с двумя лампами через двухклавишный выключатель
Такие схемы обычно используют в больших помещениях для включения люстр, содержащих две и более лампочки, для экономии электроэнергии и ресурса ламп.
Снимаю старую люстру, вот что остается на потолке – клеммник (ноль отмечен маркером), дюбеля для крепления люстры к потолку, и виднеется загнутый крючок, на котором висела предыдущая люстра:
Расковыряв перфоратором отверстие и выкинув старый крючок, получаем такое отверстие:
Тут надо ещё раз вернуться к теории. Потолочные плиты перекрытия устроены таким образом, что в них есть пустоты, на расстоянии 185 мм друг от друга:
Чертеж потолочной плиты, в которой прокладывается кабель к люстре
В этих пустотах и прокладывают питание ко всем светильникам в квартире, а иногда туда закладывают и силовые провода.
В плите буром на 12-16 мм сверлится отверстие, в которое кабель входит со стены, и выходит там, где должна быть люстра. Провод, который я освободил от старой штукатурки, свободно болтался в пустоте плиты.
Про устройство потолочных перекрытий и вообще жилых зданий и прокладке там проводки я уже подробно рассказывал в статье про замену проводки в панельных домах.
Прокладка нового кабеля ко второй люстре
Теперь нужно сделать отверстие, в которое будет выходить кабель для второй люстры. В этом мне помог, как всегда, мой надежный друг и помощник – перфоратор. На одной линии вдоль плиты делаем отверстие:
Отверстие в потолочной плите для кабеля нового светильника
Вот как выглядят две точки; новая и справа вдали – старая:
Как выглядит потолок перед монтажом двух люстр
Кабель ВВГ-нг 3х1,5 заходит в плиту со свистом:
Прокладка нового кабеля к второй люстре
Даже, когда не планируется использование третьего провода, я стараюсь использовать трехжильный кабель. Много раз уже было, что резервный провод оказывался очень кстати!
Кабель питания второй люстры проложен
Место нового светильника:
Кабель питания второй люстры проложен
Временное подключение двух светильников
Пока длился ремонт в комнате, я временно подключил старые патроны с лампами. И, конечно, использовал мои любимые клеммы Wago. Быстро, надежно и просто.
Временное подключение лампочки через клеммы Ваго
Лампочка на новом месте:
Временное подключение лампочки через клеммы Ваго
Поближе, соединение через Ваго:
Монтаж и подключение двух люстр на потолке
Настало время подключать два новых светильника на потолке. Отсоединяем старые временные лампочки:
Провода для подключения люстры с двумя лампочками
Далее использую Ваго с пастой Wago 2273.
Такие, например, применялись при подключении алюминия к меди при переносе розетки.
Подготовка проводов для подключения светильника с двумя лампами
Чтобы упростить жизнь, провода нуля применяем синие (с синей полоской), фазы – белые. Длину выбираем с запасом!
Тут нужно вставить схему подключения двух новых светильников:
Схема подключения двух светильников через двухклавишный выключатель
Как видно из схемы, теперь каждая клавиша включает свой светильник с двумя лампами. Таким образом, комната получается разбитой на зоны по освещению.
Аккуратно прячем наши клеммники в канал в плите, наружу выходит только медь. Две фазы и два нуля, каждая для своей лампочки данного светильника.
Вывод проводов для подключения светильника: 2 фазы и 2 нуля
Не смотря на то, что на схеме показано, что в светильник с двумя лампами входят два провода (ноль и фаза), в данном случае проще разводку сделать до светильника, и завести в него 2 фазы и 2 нуля, даже если обе лампы включаются параллельно.
Светильник с двумя лампами
Решено было не вешать на потолок громоздкую старорежимную мещанскую люстру, а установить компактные аккуратные светильники в минималистическом стиле.
Это раньше в благочестивых домах было модно вешать в зале люстру с множеством плафонов, стекляшек и висюлек, которая пылилась, и об которую били детей, сидящих на плечах. И меня били, и я бил 🙂
Крепим на 2 самореза светильник. Благо, в нём много отверстий, и можно подобрать так, чтобы не работать перфоратором.
- Первое правило, перед выполнением любой работы: подумать, что можно сделать, чтобы эту работу не делать.
- Второе правило: подумать, как эту работу сделать проще, быстрее, качественней
- Третье правило: подумать, как получить кайф от выполнения работы.
Дело не в лени, а в оптимизации труда. 😉
Светильник с двумя лампами прикручен к потолку. Провода готовы к подключению.
Около клемм обоих патронов выводим фазу и ноль, которые мы подключили заранее. Подключаем так, чтобы фаза была на центральном контакте патрона лампы, ноль – на резьбе лампы.
Патроны подключены, почти всё готово!
Вкручиваем лампочки:
Вкручиваем 2 лампочки в светильник
Да будет свет!
В люстре горят 2 одинаковые лампы
В люстре горят 2 одинаковые лампы
В итоге, вкрутили в каждую люстру одну светодиодную лампу, и одну – накаливания на 40 Вт. Так более приятно для зрения.
Я уже писал статью про моё отношение к экономии электроэнергии.
Что получилось в итоге – на фото в начале статьи и здесь:
Источник: https://SamElectric.ru/lamp-osveshhenie/ustanovka-i-podklyuchenie-dvuh-lyustr.html
«Люстра в центре комнаты — это прошлый век». Как выстроить свет, чтобы превратить советскую квартиру в современную
В погоне за мелочами мы часто упускаем главное. Например, тратимся на поиск идеальных обоев, не подозревая, как сильно может измениться типовая квартира, если в ней правильно выстроить свет. Вместе с дизайнером студии Dia Дмитрием Воюнковым мы постарались создать максимально простое и четкое руководство к действию и ответить на вопрос, как при помощи нескольких световых штрихов сделать интерьер современным и добиться максимального выразительного эффекта с минимальным вложением сил и средств.
Действительно, в советском интерьере люстра выполняла роль главного и почти единственного светильника, а бесчисленное множество хрустальных висюлек на ней свидетельствовало о том, что в квартире живут благополучные и уважаемые люди. Но времена СССР прошли, а типовое советское жилье с узкими комнатами и низкими потолками осталось. Большинство наших соотечественников по старинке вешают люстру в центре помещения, хотя в небольших квартирах с невысокими потолками она не очень уместна.
Наверное, люстра навсегда останется самым простым способом сделать так, чтобы в комнате стало светло. Мы подготовили этот материал для тех, кому этого недостаточно.
Немного теории: как проектировать свет
Существует три типа освещения: основное, зональное и декоративное. Продумайте каждое из них — и половина задачи решена. Основное освещение нужно расположить над композиционным центром помещения. В кухне это может быть обеденный стол, в гостиной — зона над диваном, в спальне — изголовье кровати. В классическом интерьере в качестве основного освещения используется люстра — и будет использоваться еще не одну сотню лет. В современном все немного сложнее.
Второй шаг — зональное освещение. Оно формируется над рабочими поверхностями, которые требуют отдельной подсветки, будь то туалетный столик в спальне или зеркало в санузле.
Третьей задачей будет продумать, какие места в квартире требуют декоративного освещения. Это может быть пустая стена или зона над комодом, на котором ничего не стоит. В классических интерьерах такие места украшают картиной, в современных с этой целью чаще используют свет.
После того как мы определились с количеством света в интерьере, зонами, которые нужно подсветить и декорировать, настала пора выбрать стилистику интерьера.
— В классическом интерьере правила освещения за последние пару сотен лет почти не изменились: здесь люстра была и остается главным источником света, — объясняет Дмитрий Воюнков. — Но классика не очень уместна в типовых квартирах с низкими потолками и узкими комнатами.
Здесь лучше использовать современный интерьер — тот, в котором дизайнеры стараются сделать источник света незаметным, чтобы свет лился из ниоткуда в никуда. Для этого используются светодиодные ленты и разнообразные профили.
Профиль отводит лишнее тепло от светодиодной ленты, что продлевает срок ее службы и рассеивает свет.
В кухне
Симметрия — это самый простой способ сделать красиво. Поэтому, выстраивая основной свет в интерьере, дизайнеры часто ориентируются на визуальную ось.
— Самое важное место на кухне — разделочный стол, и основной свет нужно выстраивать именно над ним, — считает Дмитрий Воюнков. — В классической кухне визуальной осью будет центр вытяжки и острова (плиты). Светильник всегда должен находиться на одной визуальной оси с ними.
Функцию основного света в кухне могут выполнять несколько потолочных светильников над рабочей зоной. Причем они должны быть немного впереди головы, а не за спиной человека, который пользуется разделочным столом, в противном случае тень будет падать на рабочую зону.
— Большинство кухонь имеют стандартные габариты: глубина рабочей поверхности — 60 сантиметров, подвесных ящиков — 35 сантиметров. Эта разбежка позволяет расположить светильник в нужной зоне, чтобы на разделочный стол не падала тень от человека, который за ним работает, — говорит дизайнер.
В качестве декоративного светильника над обеденным столом можно расположить люстру, а вот в центр кухни вешать ее нет надобности, ведь кухонный гарнитур часто имеет Г-образную форму, из-за чего помещение очень далеко от симметрии. От люстры стоит отказаться и в том случае, если обеденный стол часто раздвигается или переносится. В таких случаях хорошим решением послужит торшер, который будет «кочевать» по кухне вместе с обеденным столом.
— Люстру можно повесить над столом, который раскладывается влево и вправо, сохраняя визуальную ось. А если визуальная ось теряется, то потолочный светильник не подойдет. «Косяков», когда люстра висит прямо перед лицом одного из гостей, я в своей жизни насмотрелся.
В спальне
Прием с визуальными осями используется и для спальных комнат, где симметрия логична независимо от стиля интерьера. Там визуальную ось формирует изголовье кровати.
— В спальнях мы привыкли видеть люстру, но она там избыточна. Спальня вообще не нуждается в ярком свете. Там он должен быть атмосферным, а атмосфера достигается за счет бра, торшеров и встроенных светильников.
В современной спальне Дмитрий Воюнков рекомендует продумать три линии из светодиодной ленты, встроенной в алюминиевый профиль с рассеивателем, и пустить их по стенам и потолку. Они наполнят интерьер мягким рассеянным светом. Дополнить его можно зонально-декоративным освещением вокруг прикроватных тумбочек.
В гостиной
В гостиной роль визуальной оси, как правило, играют телевизор и диван. Светильник должен находиться на одной линии с ними. Звучит вполне выполнимо, если бы не одно условие: визуальная ось должна совпадать с центром комнаты, что редко получается в типовых квартирах.
— Если речь идет о 17-метровой комнате с диваном у стены, я рекомендую отказаться от декоративной люстры над диваном. Его достаточно выделить двумя бра или торшером. Если вы все же выбрали потолочный светильник и визуальная ось оказалась смещенной от центра комнаты, то свет, который ее очерчивает, нужно уравновесить светильниками в другой части комнаты — например, композицией из светодиодной ленты или точечных потолочных светильников.
Во вспомогательных помещениях — прихожей и санузле
В прихожей, где нет необходимости в большом количестве света, можно обойтись без потолочных светильников, воспользоваться единственным бра, или создать обманный эффект, повесив на стену картину с подсветкой. Для санузлов в классическом интерьере такой метод тоже подойдет.
Что делать, если все-таки хочется люстру
Если вы все-таки решили, что функцию центрального света в интерьере будет выполнять люстра, именно от нее следует отталкиваться при выборе остальных светильников. Почти у каждой люстры в коллекции есть бра и торшеры.
— Если потолок типовой, два с половиной метра, не стоит вешать люстру на длинной цепочке или укорачивать ее, чтобы она висела под самым потолком: это будет смотреться глупо. Лучше выбрать плоский потолочный светильник, который выполняет те же функции.
— Можно немного отрегулировать длину цепочки, но если вы оставите ее совсем короткой, то люстра будет смотреться некрасиво. Она только подчеркнет низкий потолок, — утверждает Дмитрий. — Чем ниже висит люстра, тем внимательнее стоит отнестись к ее качеству. Есть множество китайских реплик, которые на расстоянии полутора метров выглядят очень неплохо. Но если вы хотите украсить люстрой обеденную зону, чтобы она висела над столом чуть выше уровня глаз, это должно быть качественное изделие.
Единственное место, где уместна люстра, если речь идет о типовой квартире, — это над обеденным столом. Но все меняется, когда из типовой квартиры мы перемещаемся в помещение с относительно высокими потолками и большими габаритами. В таких помещениях люстра будет уместна, даже если выбран современный стиль.
— Перед вами люстра из светодиодных лент. Она почти не дает света, но является ярким арт-объектом, способна подчеркнуть современную концепцию интерьера и стать его смысловым ядром.
Современные светильники
С некоторых пор профиль для светодиодной ленты стал важнейшим инструментом дизайнера. Поэтому на рынке существует огромное количество разнообразных профилей для светодиодной ленты, при помощи которых можно создавать интересные конструкции, линии, формы. Традиционно свет располагают под потолком, при этом светодиоды почти не скрадывают его высоту.
— Для того чтобы встроить весь свет и спрятать всю проводку, достаточно опустить потолок на 7 сантиметров. Проводка прячется за гипсокартоном либо натяжным потолком. Благодаря этому любую нехватку света можно дополнить аккуратными, не очень броскими встроенными потолочными светильниками либо закладными подсветками, когда источник света замаскирован, а свет рассеян.
Свет, льющийся из места примыкания стены к потолку, решает сразу несколько задач: с одной стороны, делает освещение мягким, а его источник — незаметным, а с другой — упрощает отделку места примыкания стены к потолку: идеально вывести этот угол способен далеко не каждый отделочник.
По мнению Дмитрия Воюнкова, лучше лишиться 7 сантиметров потолка, грамотно расставить свет и спрятать всю проводку, чем повесить люстру и визуально скрасть за счет этого потолок.
Но прелесть в том, что можно обойтись вообще без жертв. Для низких потолков в качестве основного света идеально подойдет мощный торшер. Только светить он должен не в стороны или вниз, как это часто бывает с классическими торшерами, а на потолок. Это визуально увеличит высоту помещения и наполнит комнату светом не хуже люстры.
Еще одна отличная новость: не все профили со светодиодной лентой обязательно зашивать в гипсокартон. На рынке светоприборов есть множество выступающих профилей, которые совершенно органично смотрятся на стенах. Их монтаж очень прост: вместо того чтобы сооружать гипсокартонные потолки, достаточно будет прикрепить его к стене при помощи шуруповерта.
Есть наборные профили, в рамках которых можно передвигать точки света, что поможет приспособить его под разные функции в интерьере. Они выглядят очень эффектно благодаря тому, что напоминают потолочные балки со светильниками.
Можно сделать своеобразную «люстру» из нескольких скрещенных профилей, подвешенных над визуальной осью интерьера, например между диваном и телевизором. Она не будет играть особой роли в освещении комнаты, но станет выразительным арт-объектом. В отличие от классических люстр, плоский потолочный светильник вполне уместен в помещении с низким потолком. При желании люстру можно собрать самостоятельно.
Как не ошибиться с количеством и температурой света
Существуют формулы для расчета количества света в помещении, но они очень приблизительные и не учитывают время дня, в которое человек чаще всего бывает дома, индивидуальное восприятие света и многие друг
1000eletric.com
2 люстры | Идеи для ремонта
Всем доброго времени суток. У меня вот такой вопрос: хочу в большой комнате повесить 2 люстры ( что бы освещение было равномерное по всей комнате). Подскажите варианты люстр. Или вариант люстра + точечные светильники (не более 6 шт). Комната обычная, прямоугольная.
nusha737ykm, Рассказать друзьям Подписаться на еженедельную рассылку «Идеи для ремонта»Похожие вопросы
На вопрос отвечали эксперты
Лучший ответ
А мне кажется, что в небольшом помещении без выделенного зонирования, типа светильника над столом или потолочной балки, две одинаковых лаконичных люстры будут вполне уместны.
Интересные предложения
Другие вопросы по этой теме
- Нужен совет,чем можно покрасить плафоны на люстре…желательно, чтобы краска была стойкой и жаропрочной.
необходимо покрасить плафоны, какой краской можно это сделать и каким образом?
26 июня 2014, 21:18•ответить
- Правильно ли выбрано освещение комнаты? Что посоветуете из светильниов
Гостинная в «хрущевке», площадь 19 кв.м. Планирую по периметру потолка сделать подвесной потолок из гипсокартона, а центральную часть просто побелить. В потолок из гипсы планирую вставить точечные светодиодные светильники мощностью 6Ватт (световой…
24 июня 2014, 01:00•10 ответов• ответить
- Розетки на несущей стене
Добрый день! Подскажите, как быть, если рабочая стенка кухни планируется на несущей бетонной стене? Штробить под проводку и розетки нельзя. Гипсокартон не установишь — надо будет крепить подвесные кухонные тумбочки. Наращивать эту стену? Чем? Не…
4 июня 2014, 09:04•23 ответа• ответить
- Почему после выключения света светодиодная лампочка продолжает гореть? Выключала автомат, не помогло.
Во всей квартире ЛЕД лампы с разным цоколем. Но эффект горения тусклого только на кухне.Читала в интернете, пишут заменить фазы, но ведь при выключении автоматов в квартиру лампа продолжает гореть. В чем же дело? Электрику я полностью доверяю. Прошу…
1 июня 2014, 17:32•7 ответов• ответить
- Помогите определиться с размещением настенных светильников! Очень срочно!
На плане отображены зеленым цветом пристенные светильники в кухне-гостиной. Их получается 5 штук. и над барной стойкой два навесных стеклянных светильника (они изображены круглыми красными). На плане в разрезе тоже можно увидеть настенные…
28 мая 2014, 17:25•4 ответа• 1 ответ эксперта• ответить
ideas.vdolevke.ru
Разные светильники в одной комнате: учимся нарушать правила
Выдерживать одежду, интерьер, светильники и что-либо еще в одном стиле – правильно с точки зрения хорошего вкуса и чувства стиля. Скажем больше — это самый простой способ не «промахнуться», сочетая между собой различные предметы. Вот, как на фото ниже:
Однако это правило – все предметы в одном стиле – можно нарушать. В том числе и в дизайне, например, подбирая светильники для одного помещения: люстры, подвесы, бра, торшеры, подсветки… Это позволит добиться уникального интерьера, соответствующего внутреннему миру, а также продемонстрировать вашу креативность и индивидуальность.
Но будьте осторожны, решаться на подобные эксперименты стоит тем, кто обладает врожденным (или обученным) чувством прекрасного и может интуитивно чувствовать удачные сочетания «несочетаемого».
Толкать на нарушение общепринятых правил по обустройству помещений могут как минимум две причины:
1. Иногда комната со светильниками одинакового стиля, а тем более – из одной и той же коллекции, может быть достаточно скучной для темпераментной, энергичной личности. Некоторые вообще теряют интерес ко всему «правильному», а предпочитают во всем, даже в мелочах, бросать вызов рамкам и правилам. Скорее всего, такая персона, занимаясь обустройством своей жилплощади, захочет разместить совершенно разные по стилю светильники в одном помещении.
2. А бывает так, что понравились сразу несколько вариантов источников света, причем настолько, что отказываться ни от одного из них нет желания. В таком случае, если тщательно продумать их расположение в комнате, а также выбрать стиль дизайна, позволяющий красиво сочетать уже полюбившиеся светильники, то зачем от них отказываться? Так вы придадите помещению еще больше оригинальности и уюта.
Когда допускается использование стилистически разных светильников в одном пространстве?
• Если вы планируете оформить помещение в стилях: кэжуал, лофт, стимпанк, модерн, эклектика и некоторых других. Эти стили изначально допускают сочетание «несочетаемого», поэтому экспериментировать в них будет значительно легче.
• Если комната – приличных размеров и визуально зонирована.
• Разные по стилю светильники будут уместны в квартирах-студиях, которые в принципе имеют одно общее пространство, но четко разделены на функциональные зоны.
• Если вы уверены в своем тонком вкусе и можете положиться на интуицию, выбирая совершенно разные светильники для одного пространства. В вашей голове есть четкая картинка окончательного варианта, как будет выглядеть комната? Вам нравиться? Дерзайте!
sovetiposvety.ru
«Люстра в центре комнаты — это прошлый век». Как выстроить свет, чтобы превратить советскую квартиру в современную
В погоне за мелочами мы часто упускаем главное. Например, тратимся на поиск идеальных обоев, не подозревая, как сильно может измениться типовая квартира, если в ней правильно выстроить свет. Вместе с дизайнером студии Dia Дмитрием Воюнковым мы постарались создать максимально простое и четкое руководство к действию и ответить на вопрос, как при помощи нескольких световых штрихов сделать интерьер современным и добиться максимального выразительного эффекта с минимальным вложением сил и средств.
«Что там выстраивать? Дед вешал люстру, и я повешу»
Действительно, в советском интерьере люстра выполняла роль главного и почти единственного светильника, а бесчисленное множество хрустальных висюлек на ней свидетельствовало о том, что в квартире живут благополучные и уважаемые люди. Но времена СССР прошли, а типовое советское жилье с узкими комнатами и низкими потолками осталось. Большинство наших соотечественников по старинке вешают люстру в центре помещения, хотя в небольших квартирах с невысокими потолками она не очень уместна.
Наверное, люстра навсегда останется самым простым способом сделать так, чтобы в комнате стало светло. Мы подготовили этот материал для тех, кому этого недостаточно.
Немного теории: как проектировать свет
Существует три типа освещения: основное, зональное и декоративное. Продумайте каждое из них — и половина задачи решена. Основное освещение нужно расположить над композиционным центром помещения. В кухне это может быть обеденный стол, в гостиной — зона над диваном, в спальне — изголовье кровати. В классическом интерьере в качестве основного освещения используется люстра — и будет использоваться еще не одну сотню лет. В современном все немного сложнее.
Второй шаг — зональное освещение. Оно формируется над рабочими поверхностями, которые требуют отдельной подсветки, будь то туалетный столик в спальне или зеркало в санузле.
Третьей задачей будет продумать, какие места в квартире требуют декоративного освещения. Это может быть пустая стена или зона над комодом, на котором ничего не стоит. В классических интерьерах такие места украшают картиной, в современных с этой целью чаще используют свет.
После того как мы определились с количеством света в интерьере, зонами, которые нужно подсветить и декорировать, настала пора выбрать стилистику интерьера.
— В классическом интерьере правила освещения за последние пару сотен лет почти не изменились: здесь люстра была и остается главным источником света, — объясняет Дмитрий Воюнков. — Но классика не очень уместна в типовых квартирах с низкими потолками и узкими комнатами. Здесь лучше использовать современный интерьер — тот, в котором дизайнеры стараются сделать источник света незаметным, чтобы свет лился из ниоткуда в никуда. Для этого используются светодиодные ленты и разнообразные профили. Профиль отводит лишнее тепло от светодиодной ленты, что продлевает срок ее службы и рассеивает свет.
На примерах: как выстроить свет в разных комнатах
В кухне
Симметрия — это самый простой способ сделать красиво. Поэтому, выстраивая основной свет в интерьере, дизайнеры часто ориентируются на визуальную ось.
— Самое важное место на кухне — разделочный стол, и основной свет нужно выстраивать именно над ним, — считает Дмитрий Воюнков. — В классической кухне визуальной осью будет центр вытяжки и острова (плиты). Светильник всегда должен находиться на одной визуальной оси с ними.
Функцию основного света в кухне могут выполнять несколько потолочных светильников над рабочей зоной. Причем они должны быть немного впереди головы, а не за спиной человека, который пользуется разделочным столом, в противном случае тень будет падать на рабочую зону.
— Большинство кухонь имеют стандартные габариты: глубина рабочей поверхности — 60 сантиметров, подвесных ящиков — 35 сантиметров. Эта разбежка позволяет расположить светильник в нужной зоне, чтобы на разделочный стол не падала тень от человека, который за ним работает, — говорит дизайнер.
В качестве декоративного светильника над обеденным столом можно расположить люстру, а вот в центр кухни вешать ее нет надобности, ведь кухонный гарнитур часто имеет Г-образную форму, из-за чего помещение очень далеко от симметрии. От люстры стоит отказаться и в том случае, если обеденный стол часто раздвигается или переносится. В таких случаях хорошим решением послужит торшер, который будет «кочевать» по кухне вместе с обеденным столом.
— Люстру можно повесить над столом, который раскладывается влево и вправо, сохраняя визуальную ось. А если визуальная ось теряется, то потолочный светильник не подойдет. «Косяков», когда люстра висит прямо перед лицом одного из гостей, я в своей жизни насмотрелся.
В спальне
Прием с визуальными осями используется и для спальных комнат, где симметрия логична независимо от стиля интерьера. Там визуальную ось формирует изголовье кровати.
— В спальнях мы привыкли видеть люстру, но она там избыточна. Спальня вообще не нуждается в ярком свете. Там он должен быть атмосферным, а атмосфера достигается за счет бра, торшеров и встроенных светильников.
В современной спальне Дмитрий Воюнков рекомендует продумать три линии из светодиодной ленты, встроенной в алюминиевый профиль с рассеивателем, и пустить их по стенам и потолку. Они наполнят интерьер мягким рассеянным светом. Дополнить его можно зонально-декоративным освещением вокруг прикроватных тумбочек.
В гостиной
В гостиной роль визуальной оси, как правило, играют телевизор и диван. Светильник должен находиться на одной линии с ними. Звучит вполне выполнимо, если бы не одно условие: визуальная ось должна совпадать с центром комнаты, что редко получается в типовых квартирах.
— Если речь идет о 17-метровой комнате с диваном у стены, я рекомендую отказаться от декоративной люстры над диваном. Его достаточно выделить двумя бра или торшером. Если вы все же выбрали потолочный светильник и визуальная ось оказалась смещенной от центра комнаты, то свет, который ее очерчивает, нужно уравновесить светильниками в другой части комнаты — например, композицией из светодиодной ленты или точечных потолочных светильников.
Во вспомогательных помещениях — прихожей и санузле
В прихожей, где нет необходимости в большом количестве света, можно обойтись без потолочных светильников, воспользоваться единственным бра, или создать обманный эффект, повесив на стену картину с подсветкой. Для санузлов в классическом интерьере такой метод тоже подойдет.
Что делать, если все-таки хочется люстру
Если вы все-таки решили, что функцию центрального света в интерьере будет выполнять люстра, именно от нее следует отталкиваться при выборе остальных светильников. Почти у каждой люстры в коллекции есть бра и торшеры.
— Если потолок типовой, два с половиной метра, не стоит вешать люстру на длинной цепочке или укорачивать ее, чтобы она висела под самым потолком: это будет смотреться глупо. Лучше выбрать плоский потолочный светильник, который выполняет те же функции.
— Можно немного отрегулировать длину цепочки, но если вы оставите ее совсем короткой, то люстра будет смотреться некрасиво. Она только подчеркнет низкий потолок, — утверждает Дмитрий. — Чем ниже висит люстра, тем внимательнее стоит отнестись к ее качеству. Есть множество китайских реплик, которые на расстоянии полутора метров выглядят очень неплохо. Но если вы хотите украсить люстрой обеденную зону, чтобы она висела над столом чуть выше уровня глаз, это должно быть качественное изделие.
Единственное место, где уместна люстра, если речь идет о типовой квартире, — это над обеденным столом. Но все меняется, когда из типовой квартиры мы перемещаемся в помещение с относительно высокими потолками и большими габаритами. В таких помещениях люстра будет уместна, даже если выбран современный стиль.
— Перед вами люстра из светодиодных лент. Она почти не дает света, но является ярким арт-объектом, способна подчеркнуть современную концепцию интерьера и стать его смысловым ядром.
Современные светильники
С некоторых пор профиль для светодиодной ленты стал важнейшим инструментом дизайнера. Поэтому на рынке существует огромное количество разнообразных профилей для светодиодной ленты, при помощи которых можно создавать интересные конструкции, линии, формы. Традиционно свет располагают под потолком, при этом светодиоды почти не скрадывают его высоту.
— Для того чтобы встроить весь свет и спрятать всю проводку, достаточно опустить потолок на 7 сантиметров. Проводка прячется за гипсокартоном либо натяжным потолком. Благодаря этому любую нехватку света можно дополнить аккуратными, не очень броскими встроенными потолочными светильниками либо закладными подсветками, когда источник света замаскирован, а свет рассеян.
Свет, льющийся из места примыкания стены к потолку, решает сразу несколько задач: с одной стороны, делает освещение мягким, а его источник — незаметным, а с другой — упрощает отделку места примыкания стены к потолку: идеально вывести этот угол способен далеко не каждый отделочник.
По мнению Дмитрия Воюнкова, лучше лишиться 7 сантиметров потолка, грамотно расставить свет и спрятать всю проводку, чем повесить люстру и визуально скрасть за счет этого потолок.
Но прелесть в том, что можно обойтись вообще без жертв. Для низких потолков в качестве основного света идеально подойдет мощный торшер. Только светить он должен не в стороны или вниз, как это часто бывает с классическими торшерами, а на потолок. Это визуально увеличит высоту помещения и наполнит комнату светом не хуже люстры.
Еще одна отличная новость: не все профили со светодиодной лентой обязательно зашивать в гипсокартон. На рынке светоприборов есть множество выступающих профилей, которые совершенно органично смотрятся на стенах. Их монтаж очень прост: вместо того чтобы сооружать гипсокартонные потолки, достаточно будет прикрепить его к стене при помощи шуруповерта.
Есть наборные профили, в рамках которых можно передвигать точки света, что поможет приспособить его под разные функции в интерьере. Они выглядят очень эффектно благодаря тому, что напоминают потолочные балки со светильниками.
Можно сделать своеобразную «люстру» из нескольких скрещенных профилей, подвешенных над визуальной осью интерьера, например между диваном и телевизором. Она не будет играть особой роли в освещении комнаты, но станет выразительным арт-объектом. В отличие от классических люстр, плоский потолочный светильник вполне уместен в помещении с низким потолком. При желании люстру можно собрать самостоятельно.
Как не ошибиться с количеством и температурой света
Существуют формулы для расчета количества света в помещении, но они очень приблизительные и не учитывают время дня, в которое человек чаще всего бывает дома, индивидуальное восприятие света и многие другие факторы.
— Сделав математический расчет, можно все равно ошибиться. Поэтому дизайнеры рекомендуют перестраховаться и оставить возможность диммирования. Эмпирическим путем гораздо проще понять, сколько света в интерьере вам реально нужно. Так что я рекомендую с запасом использовать светодиодную ленту и отрегулировать силу ее свечения на практике при помощи диммера.
При выборе температуры света нужно учесть всего два интуитивно понятных правила: на кухне и в других помещениях, где идет рабочий процесс, уместно использовать холодный свет, а в спальне — теплый, успокаивающий. Разные группы света плохо смотрятся в интерьере, так что в каждой комнате важно формировать освещение единой световой температуры.
Сейчас очень модны так называемые лампочки Эдисона. Они интересно смотрятся, но дают очень специфическую температуру света. Лично я купил такую, установил над рабочим столом для красоты — и ошибся, делится Дмитрий.Теперь этот желтый свет мозолит мне глаза. Хотя выглядит эта лампа на самом деле здорово, нужно помнить о том, что декор — это вторично. На первом месте всегда должна быть функциональность.
Источник
Самые удачные интерьеры. Оцените:
trustload.com
8 основных правил при подборе светильника для интерьера. Методология выбора
Наверное, многие из нас выбирали себе в квартиру или загородный дом светильники. Это может быть обычная покупка люстры или светильника взамен старого и надоевшего, или в интерьер, который планируется «с нуля», в любом случае выбор огромен, а желания разрывают на части.
Тем не менее, меняя освещение или планируя его изначально — результат может оказаться непредсказуемым.
На самом деле все не так сложно. Есть несколько основных моментов, о которых нужно помнить, чтобы выбрать оптимальный для вас вариант светильника. Конечно, никто не спорит с тем, что проще и удобнее работать с профессиональным дизайнером или архитектором, который всегда подскажет, как будет лучше, и объяснит почему. Но что делать тем, кто делает выбор самостоятельно? Как не ошибиться в выборе светильника?
Мы собрали 8 основных правил, которые стоит учитывать при выборе светильника для интерьера:
1 — Отдать предпочтение известному проверенному бренду.
Не обязательно эксклюзивному или очень дорогому. Дешевое — не значит всегда плохое, так же как и завышенная цена не показатель качества.
Это позволит избежать дальнейших возможных проблем технического характера: неожиданные поломки, проблемы с проводкой, вероятность возгорания, повреждение покрытия и т. п.; используемые материалы должны быть надежные/натуральные (металл, стекло, дерево….), а на светильник должен иметься соответствующий сертификат. Бывают случаи, когда материал, из которого сделан светильник в процессе эксплуатации плавился, издавал неприятные запахи, разваливался или даже возгорался.
Не стоит рисковать здоровьем своим и своих близких.
2 — Подобрать люстру под стиль интерьера.
Эта банальная рекомендация по выбору люстры в квартиру или загородный дом до сих пор актуальна. Казалось бы, что может быть проще. Но нет. Когда ассортимент в магазине света большой, то концентрация мысли пропадает, внимание рассеивается, и перемещается на объекты, которые видите перед собой здесь и сейчас. А то, что стиль интерьера может абсолютно диссонировать с понравившимся светильником, забывается. Постарайтесь заранее перед приходом в салон света представить, какой светильник вам нужен, и с этой мыслью отправляться за покупкой.
Есть еще один простой вариант — «шпаргалка». Возьмите с собой страницу из журнала или загрузите фотографии похожего на ваш интерьер в мобильное устройство. Так вы всегда сможете контролировать свой выбор, подглядывая на нужную картинку.
3 — Определиться с цветовой гаммой и материалами светильника.
Цветовая гамма в интерьере важна не только при выборе штор, отделочных материалов или предметов интерьера, она важна и при выборе светильника. Если ваша новая люстра будет сливаться с обоями с активным рисунком, или торшер станет агрессивным цветовым пятном, то это будет портить интерьер или еще хуже, раздражать вас.
В мягкие интерьеры в классическом стиле лучше выбирать светильники спокойных тонов, с тканевыми абажурами или матовыми стеклянными плафонами, избегать темных контрастных цветов или холодных зеркальных поверхностей. Люстра не должна быть безликой, но и не агрессивной по цвету. Приглушенные цвета арматуры: состаренная латунь, матовое серебро или оттенки коричневого; бежевый или кофейный текстиль с декором в природных тонах (зеленый, желтый, кирпичный и т. п.) — проще вписать в интерьер. А вот лофт или минимализм приемлют металлический блеск арматуры светильников или четкие угловатые формы темных тонов.
Для детских комнат обычно выбирают светильники, которые не бьются и не представляют опасность. Это может быть светильник из прочного пластика. Даже если в него попадет мяч или другой предмет, которыми играют дети, то он не сломается и не треснет.
4 — Обратить особое внимание на габариты светильника.
Выбирая, например, люстру для помещения нужно помнить, что жилое пространство имеет определенные размеры и высоту потолка. Слишком маленький светильник потеряется в большом пространстве, и не обеспечит необходимое количество света. Слишком большой светильник сделает помещение непропорциональным, будет визуально «давить» и ему будет «тесно» в комнате. Большую и высокую люстру, размещенную в доме с малой высотой потолка, придется обходить, хотя кто-нибудь обязательно ее заденет, проходя мимо, разобьет или ударится и т. п. Все предметы в интерьере, в том числе светильники, должны быть соразмерны помещению. Тогда они будут смотреться гармонично.
Обычно, в торговых залах, магазинах и выставочных пространствах потолки высокие, не такие, как в реальных условиях. Поэтому светильники воспринимаются меньше, компактнее, чем есть на самом деле. Лучше заранее промерить размеры светильника, который подойдет в комнату, и ориентироваться на них при выборе.
5 — Определиться с задачей, которую будет выполнять светильник.
Выбор светильников очень велик. Все они разнообразны и выполняют разные функции в интерьере. Одни светильники служат для украшения и декора, могут быть светящимся арт-объектом, который освещает только себя, но не пространство. Фактически такие дизайнерские светильники являются украшением интерьера, гордостью хозяина и предметом восхищения гостей. А есть светильники, выполняющие полезную функцию — их задача освещать. Но не нужно думать, что они не достаточно красивы и они не могут быть достойным элементом дизайна. Обеспечение необходимого количества света обуславливает их форма, конструкция, количество источников света, тип и мощность лампы (ламп).
6 — Выбрать светильник с оптимальным количеством источников света.
Когда нужна люстра для большой комнаты, которая должна ее освещать, то источников света должно быть несколько, более 5 или 7. Даже это не гарантирует равномерное освещение по всему периметру комнаты в 30м². Ведь люстра, размещенная в центре, освещает центральную часть комнаты, а не ее темные углы. Также плафоны люстры могут быть направлены вверх, и получаемый свет будет отраженным от потолка; или направлены вниз — свет будет направленным, и не будет рассеиваться в пространстве. Бывают гибридные светильники — с прямым и отраженны светом. Это хороший вариант: когда отраженный свет визуально поднимает потолок, а направленный освещает пространство внизу.
Если кажется, что ламп слишком много, и света от них будет больше чем нужно, удобно воспользоваться диммером и приглушить свет настолько, насколько считаете комфортным и уместным. Это самый удобный и простой вариант управления освещением.
В маленькую комнату или коридор люстра на 10 рожков не нужна. Места она займет много, будет слишком светло и не комфортно. Если комната скорее «квадратная», то можно использовать центральную люстру, подобрав к ней источники света нужной мощности. А если помещение вытянутое, например, коридор, то для его освещения лучше использовать несколько расположенных в ряд одиночных светильников (накладных/встраиваемых/подвесных). Тогда свет будет равномерным по всей длине помещения. Часто в узких вытянутых комнатах размещают несколько бра, позволяющих решить проблему с недостаточным и не равномерным освещением.
7 — Определиться с глобальной задачей подбора освещения: замена одного светильника или переделка освещения в помещении?
Это две абсолютно разные задачи. Если меняется только одна надоевшая люстра на новую, то проблем с подбором светильника, скорее всего, не возникнет. А вот если вы задумали переделать освещение во всей комнате, это совсем другой вопрос.
Например, сделав ремонт в комнате и повесив новый светильник на прежнее место электрического вывода, вы можете быть не удовлетворенны результатом. И все дело будет не в плохой новой люстре, а в том, что старая проблема с освещением так и не была продумана, и решена. И вам все также не комфортно.
Если есть возможность переделать помещение полностью, подумайте, если нужно запишите, что вам нравится сейчас, что оставить и что не устраивает. Чего не хватает для полного комфорта? Вспомнив в последний момент, что вы хотели бра (настенные светильники) около зеркала, когда обои оклеены, а выводы под бра забыты — будет уже поздно и обидно. Если вы любите читать в кресле, можно купить удобный торшер с поворотным плафоном. У кровати предусмотрите ночник (прикроватную лампу). Для создания более интимной/камерной обстановки, продумайте включение света одного светильника с несколькими источниками света с двухклавишного выключателя, чтобы при необходимости включать только половину ламп или установите диммер. Обычно используются несколько разных зон в одном помещении (функциональное зонирование), подумайте о них как об отдельных пространствах. Пусть в этих зонах будет свое освещение. Когда вы будете находиться в определенной зоне комнаты, то сможете включать свет локально там, где необходимо.
Светильников слишком много не бывает, они обеспечивают комфорт, удобство и являются неотъемлемой частью дизайна интерьера.
8 — Есть вопросы — спросите совета у консультанта.
Не бойтесь показаться не слишком сведущим, если возникает вопрос или есть сомнения, лучше проконсультироваться со специалистом. Не обязательно полностью соглашаться с консультантом во всем, но услышать еще одно мнение, доводы и рекомендации никогда не будет лишним. Лучше продумать все заранее и, возможно, потратить чуть больше времени, чем потом желать о неверном выборе и потраченных деньгах.
www.o-svet.ru
Люстры в интерьере. Предлагаем несколько неожиданных способов по размещению люстры в интерьере.
Начните придумывать интерьер, отталкиваясь от люстры. Подберите ей цвет, составьте из люстр композицию, научитесь сочетать несочетаемые материалы. Предлагаем несколько неожиданных способов по размещению люстры в интерьере.
На фото:
Люстра – не менее важный элемент обстановки, чем диван или кресло. Если к той мысли, что в комнате может быть несколько кресел мы уже привыкли. То две-три люстры в интерьере вызывают недоумение. Долой стереотипы: учитесь лучшему у декораторов!
Хрусталю в скромном интерьере быть!
Выверенные, продуманные до последней вазочки интерьеры «из каталога» никому не интересны – намного приятнее выглядит дом, в котором видно отражение характера хозяина.
Пусть вещи постепенно наполняют пространство: сегодня купили скромный диван, завтра – нашлись деньги на шикарную люстру.
Решаясь повесить крупную люстру, помните о композиционном центре: он не всегда должен совпадать с центром комнаты, намного лучше следовать логике – вешайте люстру над обеденным столом или журнальным столиком, то есть там, где свет действительно необходим. Закрепить крупную люстру таким образом можно, даже если высота потолка невелика – люстру над столом никто не заденет.
На фото:
Скромность украшает не только человека, но и интерьеры. Пусть хрустальные подвески будут единственным «шикарным» аксессуаром.
Размножаем лампы. Если площадь комнаты не позволяет иметь две-три люстры, перейдите к «малым формам». Настольные лампы (даже в выключенном состоянии) отлично украшают интерьер. Подберите соответствующую консоль, которая послужит фоном для вашей коллекции.
На фото: настольная лампа Xpression от фабрики Coleccion Alexandra.
Непохожие люстры рядом
Мы уже писали о том, как правильно размещать светильники над столом (см. «Два, три, четыре… светильника над столом»).
Напомним лишь основное правило: профессионалы почти никогда не вешают две одинаковые люстры в интерьере. По меньшей мере это скучно. Конечно, подобрать светильники в одном стиле, но разные по форме сложнее, но это того стоит.
Важно выбирать люстры соразмерные масштабу комнаты. Не мельчите: если позволяет объем, повесьте крупный светильник.
На фото:
В декоре интерьера сейчас нет жестких правил, поэтому если вам нравятся крупные светильники, никто не запретит повесить сразу несколько.
У светильника тоже есть цвет
Один из самых простых принципов декорирования – выдержать монохромную гамму в интерьере и добавить один активный цвет, который станет акцентом. Пусть этим цветовым пятном станет абажур светильника.
Не ограничивайтесь одним цветом!
Светильник FL / Y от фабрики Kartell, дизайн Laviani Ferruccio.Поддержите его в деталях – пусть это будет крупная ваза, контрастная полоса на стене, диванные подушки.
Чем больше цветных светильников, тем лучше: сгруппируйте в одном месте. Не страшно, если они отличаются длиной подвеса. Повесив светильники на разную высоту, вы получите эффект каскадно льющегося с потолка света.
На фото:
В монохромном интерьере так просто менять настроение: оранжевую люстру — на зеленую или синюю.
Свечи вместо ламп
Нечасто встречающийся декоративный прием для настоящих романтиков – люстра со свечами вместо ламп накаливания. Вообще-то это исторически самый правильный способ: люстра как осветительный прибор появилась гораздо раньше электрического генератора.
Такой светильник «на свечах» можно повесить в любой момент, поскольку его монтаж не предполагает штробления стен под кабель проводки (настоящее спасение для тех, кто подумал о люстре над столом уже после того, как был закончен ремонт). Разумеется, света от свечей будет не много – понадобится и обычная электролюстра. Но, как мы уже говорили, иметь несколько многоламповых светильников в одной комнате никакая не проблема.
На фото:
Свечи вполне могут заменить лампы в люстре, важно не забывать о технике безопасности.
В статье использованы изображения
360.ru, interiorexplorer.ru, ikea.com
www.4living.ru
5 базовых правил дизайна, следование которым сделает маленькую комнату просторной
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Психолог Дженнифер Кросс (Jennifer E. Cross) из Университета Колорадо уверена: куда больше чем размер помещения на человека влияет его обстановка. При правильном подборе отделки, мебели и декора можно визуально увеличить пространство комнаты на треть, а это уже неплохо.
AdMe.ru собрал 5 наиболее действенных способов добавить несколько квадратных метров при помощи дизайнерских решений.
1. Светлая база и яркие акценты
Ремонт в скандинавском стиле идеально подходит для небольшой комнаты, поскольку он создает впечатление открытого, наполненного воздухом пространства. Стены и потолок необязательно должны быть чисто белыми, главное — выбирать светлые пастельные тона. Яркие сочные краски и темные элементы лучше оставить для декора или второстепенных предметов мебели: полок, комодов.
Вот еще несколько важных нюансов для отделки маленького помещения:
- Глянцевая краска или обои предпочтительнее матовых — блики отраженного света зрительно увеличивают размер помещения.
- Холодные оттенки визуально расширяют пространство, в отличие от теплых.
- Орнаменты на обоях или декоративных панелях допустимы, но только маленькие — крупные узоры подходят исключительно для больших помещений.
- Узоры из ромбов или прямоугольников на полу заставляют взгляд «споткнуться», лучше выбирать однотонное светлое покрытие.
- Зонирование цветом стен не лучший вариант для нескольких квадратных метров, потому что это дробит пространство на еще более мелкие части.
- Раздвижные двери вместо обычных сэкономят место и позволят разместить мебель вплотную ко входу.
2. «Невесомая» мебель
Основное правило при подборе мебели для маленькой комнаты — она не должна загромождать пространство, которого и без того немного.
Вот что действительно поможет визуально расширить стены и «поднять» потолок:
- Стеклянная и акриловая мебель (столик, полки) выглядит очень воздушной и не крадет ни метра пространства. Не бойтесь использовать стекло — если оно качественное и закаленное, биться и повреждаться такая мебель не будет.
- Диван и шкаф на ножках — открытый пол воспринимается как продолжение свободной площади, даже если никак не используется. Интересная альтернатива — подвесная мебель, которая как будто парит в воздухе.
- Открытые светлые стеллажи без боковых стенок пропускают свет и воздух, но не выглядят массивными.
- Простые конструкции воспринимаются более миниатюрными (например, стандартная кровать подойдет для маленькой спальни луч
www.adme.ru